Вот кто на самом деле создает моду. Удивительно, но это не дизайнеры!
Вы считаете, что моду создают дизайнеры? На самом деле они лишь подают модные идеи. А вот станет ли одна из них трендом, зависит совсем от других людей. Кто они – трендсеттеры, иконы стиля, которым мы стремимся подражать? Вы удивитесь, но они появились очень давно, просто называли их тогда иначе.
Как все начиналось
Начнем с того, что мода существовала всегда. Просто раньше она была не так быстротечна, тренды устанавливались на несколько лет. А вводили их, несомненно, короли и знать. Если внимательно изучить историю, можно четко отследить, как весь двор менял прически и перешивал платья по примеру своего повелителя.
Например, Наполеон ненавидел белый муслин – и все его подданные и приближенные были вынуждены носить только бархат и атлас. Людовик ХIV, абсолютный монарх Франции в 17 веке, Король-Солнце, как он сам себя именовал, составил самый настоящий дресс-код для своих придворных. А те, кто не соблюдал его, немедленно попадали в опалу.
Еще раньше, в 16 веке, английская королева Елизавета I, ввела в моду рыжий цвет волос, как у нее самой. Можете себе представить, как выглядел ее двор! И, наконец, первый придворный кутюрье, Чарльз Фредерик Ворт. В период правления Наполеона III благодаря королеве Евгении все дамы высшего света стали носить невероятно пышные кринолины и турнюры, которые придумал именно он.
Не оставались в стороне и куртизанки. Хотя они были не вхожи в высшее общество и бо льшую часть времени проводили за пологом будуаров, зачастую они были одеты куда ярче и богаче, чем супруги высокопоставленных царственных особ. Сегодня, несомненно, их назвали бы it girl, и были бы правы. Но тогда такого термина еще не существовало.
Самый Великий трендсеттер, навсегда вошедший в историю моды
Не будем долго вас интриговать – это несравненная Коко Шанель, а кто же еще? В начале прошлого столетия, когда модницы высшего света щеголяли в длинных платьях-ампир, сверкающих бриллиантами диадемах и меховых манто, певичка из сомнительного кабаре решительно сломала стереотипы моды – и прославилась на весь мир.
Все носили жесткие, неудобные корсеты – а она ввела в моду облегченные бра, и даже отказ от них. Длинные платья и блузки с воланами? О чем вы! Платья-миди простого покроя, мужские рубашки и даже брюки – вот что предложила Великая Мадемуазель прогрессивным женщинам ХХ века взамен.
Прибавьте к этому полный бойкот золоту и бриллиантам в пользу бижутерии – и успех среди желающих одеваться комфортно, стильно и красиво, но не располагающих средствами к этому, был вопросом времени. Ей понадобилось 20 лет, чтобы полностью сменить представление о моде и создать свой собственный неповторимый стиль, который стал эталоном и остается таковым до сих пор.
И все-таки – почему?
Что заставляет нас перенимать чужой пример, почему наши глаза загораются при виде новой коллекции известного модного дома или просто удачного блогерского образа? Дженнифер Баумбгартнер много времени посвятила исследованию моды и пришла к выводу: все дело в стремлении быть первой, «выгулять» свежий тренд, пока он не сменился новым.
Доктора наук Эмра Буцела и Нико Бунцеко доказали: когда человек видит интересную вещь, он прикидывает ее на себя, в коре головного мозга начинается реакция, возникает нервное напряжение. Ему это нужно прямо сейчас, мозг посылает сигнал, что его ждет нечто приятное, как только он получит желаемое.
Так и происходит! Когда мы приобретаем обновку и надеваем ее, возникает эйфория, опьянение, схожее с тем, которое появляется после рюмки выдержанного коньяка, скажем. Правда, длится она тоже недолго. И уже очень скоро мы готовы принять новый тренд. Кто его покажет?
Трендсеттеры современности
В первую очередь мы будем носить то, что носят люди, которые нам нравятся и которым мы доверяем. На этом построен эффект принцессы Дианы, а затем Кейт Миддлтон. То же самое произошло с белым пальто Меган Маркл. Кроме того, работает еще и желание, чтобы подражали уже нам. Я постараюсь одеться, как Джиджи Хадид, а за мной станут повторять Ленка со второго подъезда, менеджер Наташа и все, кто увидят в маршрутке по дороге на работу.
Одежда – это не только тепло и комфорт. Это показатель стиля и статуса. Вот почему мы так отчаянно гонимся за модой и за трендами, которые демонстрируют нам самые красивые и знаменитые. В прошлом веке это были сначала актрисы, затем модели и певицы. Вспомните Грейс Келли, Одри Хэпберн, Марлен Дитрих, Мерилин Монро, Твигги, Мадонну и Кейт Мосс.
Все, что надели на себя они хоть раз или просто взяли в руки, тут же становилось предметом вожделений женщин всего мира. Модные дома стали заключать договора и контракты со звездами, чтобы они носили именно их творения, пользовались их косметикой и парфюмом. Кстати, эта тенденция сохранилась и сегодня – у каждого кутюрье есть своя муза, часто даже не одна.
С появлением интернета основные массы трендсеттеров переместились туда. Теперь их называют инфлюэнсерами. Кайя Гербер, Дженнифер Лоуренс, Милли Бобби Браун, сестры Хадид, клан Кардашьян – мы понимаем, что все их выходы тщательно спланированы, оговорены и достойно оплачены. Но все равно хотим следовать их примеру, быть похожими на них и получать новые тренды как награду за верность.
Не всегда они удачны. Часто не очень эстетичны и комфортны. Иногда просто нелепы или откровенно вульгарны. Но это – модно. Это ново. А значит, это хорошо и очень нам нужно. Так уж мы устроены.