Колготки, лисья шапка и платья как у Гурченко. О чем мечтали в СССР женщины, следящие за модой
Гонка за вещами — сейчас звучит очень странно? Но только не для советских женщин, которые жили в условиях тотального дефицита и отстаивали километровые очереди, чтобы купить новые сапожки. К тому же, втридорога! Позволить себе стильную одежду могли, разве что, партийные элиты. Например, в раннем СССР иконой стиля была Александра Коллонтай — государственная деятельница и дипломат.
Остальные довольствовались выкройками из журнала Burda и уповали на «золотые» руки швей. Ведь Дом моделей — это слишком амбициозный проект для страны, которая совсем недавно отменила карточки.
Красивые модели в яркой одежде со страниц журналов не соответствовали реальной жизни. Женщинам Союза о таких вещах приходилось только мечтать.
Вот 7 главных «хотелок», которые могли себе позволить лишь избранные.
7. Колготки — ради них приходилось осваивать художественные навыки
В начале 1960-х годов первые эластичные колготки стали просачиваться в гардеробы советских модниц. Но их привозили из Чехословакии, поэтому диковинка была нарасхват и ее на всех не хватало. Отсюда высокая цена и дефицит.
Но отчаянные времена требуют отчаянных мер, поэтому в ход шли разные ухищрения. Например, чтобы создать имитацию колготок дамы рисовали стрелки по голеням и распускали петли на обычных хлопковых моделях. Так они выглядели как ажурные — тогда это был самый тренд.
Первые капроновые модели привозили из Чехословакии и Германии — они вызывали огромный ажиотаж!
А чтобы придать колготкам черный цвет, женщины растворяли тушь в воде и кипятили их в этом растворе. Затем в моду вошли цветные модели и спрос на пищевые красители сразу вырос. Совпадение? — Не думаю!
Чтобы выглядеть по моде, советским женщинам приходилось окрашивать колготки тушью.
В 1970-х Брестская чулочная фабрика все же начала выпускать нейлоновые и капроновые колготки. Но по ГОСТу они назывались рейтузами и все были телесного цвета. Хотя на тот момент в моду вошли черные и белые. Так что советские женщины выкручивались как могли.
В 1970-х СССР все-таки начали выпуск нейлоновых колготок, но все они были одного оттенка.
6. Черное платье, из-за которого в советских ателье были огромные очереди
Приталенный крой, пышная юбка и воротник-стойка с отворотом — вот три составляющие платья, о котором мечтало большинство женщин СССР. Героиня Людмилы Гурченко исполнила в нем всего одну песню, и оно стало хитом.
Успех наряда был оглушительным, ведь «в стиле Гурченко» тогда одевались все: актрисы, жены дипломатов, стиляги, творческая богема и просто модницы. Важная поправочка — все, кто мог себе это позволить.
Черное платье с пуговицами по всей длине стало объектом желаний всех советских модниц.
Все-таки крой платья не из простых, да и шелковый муар — слишком дорогой материал, доступный лишь горстке людей. Достать качественную заграничную ткань — задача со звездочкой.
Платье стало эксклюзивом из-за сложного кроя и дорогого материала, который доступен не всем.
5. Бюстгальтер — настолько редкий экземпляр, что приходилось шить из головных уборов
С нижним бельем в Советском Союзе было туго. Не хватало тканей и стремления создавать актуальные, а главное — привлекательные модели. А ещё легкая промышленность не учитывала, что «верх» у каждой женщины — это очень индивидуальная история.
Размер, форма и материалы должны отличаться в зависимости от фигуры и случая. Но эстетика производителей не волновала.
«Дамам с крупным „верхом“ приходилось сшивать две панамы резинками, ведь ничего подходящего для них в продаже не было», — делится историк моды Александр Васильев.
В стране, где большинство бюстгальтеров были самошитыми, фабричное изделие — верх мечтаний.
В то время почти все бюстгальтеры были самошитыми. Но если и удавалось «урвать» настоящий, то его носили много лет, поэтому выглядел он непрезентабельно. Был весь застиранный и заштопанный.
Уже в 1950-е годы богатые женщины могли заказать пошив бюстгальтера по индивидуальным меркам. Но даже он был неидеальным. Лифчик из хлопчатобумажной или атласной ткани без вытачек складывался в нелепую форму, которая сильно торчала из-под одежды.
Но даже фабричные бюстгальтеры не учитывали индивидуальные особенности тела, поэтому их форма и удобство были под большим вопросом.
4. Сапоги-чулки, из-за которых дрались в очередях, — не редкость
В 1970-х годах СССР захлестнула мода на высокие сапоги из лакированного материала, которые сильно облегают ногу. Их называли «сапоги-чулки». Эта обувь стала популярной настолько, что за ней образовались большие очереди.
«Запомнил, как мне чуть руку не сломали при открытии Пассажа в Питере. Толпа, что дежурила с ночи, рванула при открытии дверей…крик, звон разбившегося стекла, чей-то плач. Бегу в место, где иногда „выбрасывали“ женские сапоги. У лестницы работник магазина кричит, что сапог сегодня нет…», — делится комментатор с форума.
Сапоги-чулки, как у Верочки из «Служебного романа», — предел мечтаний для советских женщин.
Позже их, конечно, начали производить и в Советском Союзе. Но все сапоги были черного цвета. И если кто-то появлялся в сапожках другого оттенка, да еще и с украшениями, было очевидно — она побывала в Польше или Югославии.
В Союзе производились только черные сапоги, поэтому за другими расцветками шла настоящая охота.
Афганская дубленка — хиппи и СССР, оказывается, можно совместить
В СССР тренд на афганские дубленки появился к середине 1970-х годов. А все потому, что в 1960-х варианты с отделкой из овчины были популярны среди хиппи. Хотя еще более крутой поворот в моде произошел в 1966-м, когда группа The Beatles вышла на сцену именно в таких дубленках.
Многие мужчины и женщины стояли в очереди за пальто из овчины. Однако спрос был настолько высок, что не всем удавалось их приобрести. Среди женщин особенно ценились модели с яркой отделкой и узорами. Но стоили они дороже — цена за одно изделие превышала зарплату рядового гражданина за несколько месяцев!
Тренд, который задали хиппи и группа The Beatles, дошел до СССР — в очередях стояли и мужчины, и женщины.
Меховая шапка — славянский шик «на максималках»
У героини Барбары Брыльска — Нади Шевелевой — была та самая лисья шапка, которая моментально стала хитом. Каждая уважающая себя советская женщина хотела подобную, но цена такого головного убора могла достигать и трех средних зарплат.
Поэтому в те времена вещь была уникальной и дефицитной.
Шапку, которая сейчас кажется старомодной, когда-то было невозможно достать — слишком высокий спрос.
Надо сказать, фильм «Ирония судьбы» сильно подогрел интерес к пушистым шапкам. Но ненадолго. Так как в начале 1980-х у модниц появился новый объект желаний — головные уборы из норки.
Тренд яркий, но недолговечный, ведь в начале 1980-х о лисьей шапке уже мало кто вспоминал.
Американские джинсы — заветная мечта каждого советского гражданина
В 1957 году в СССР прошел молодежный фестиваль, который стал важным событием для советских граждан. Он познакомил их с настоящим денимом. После этого наступила джинсовая лихорадка, не иначе.
В 1957 году советские женщины впервые познакомились с джинсовой тканью.
За джинсами открылась охота. Модники шли к спекулянтам, отдавали месячную зарплату и получали желанную пару любыми доступными способами.
Проблема в том, что оригинальные джинсы из Америки нельзя было купить официально. Поэтому за долгожданные «Левайсы» люди отдавали по 180-200 рублей при средней зарплате в 120.